Бухгалтерская справка. Расчет транспортно-заготовительных расходов

Учет транспортно-заготовительных расходов

Бухгалтерская справка. Расчет транспортно-заготовительных расходов

Весомую долю в себестоимости выпускаемого продукта занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). О том, как рассчитать ТЗР и учесть их, расскажет эта публикация.

Понятие транспортно – заготовительных расходов

ТЗР объединяют целый комплекс затрат, связанных с заготовкой, покупкой и доставкой товаров, запасов, инструментов и других материальных ценностей (МЦ). К ним относят такие расходы:

  • Транспортировка;
  • Страхование груза;
  • таможенные сборы;
  • вознаграждение посредническим или снабженческим фирмам;
  • погрузка МЦ (при наличии таких условий в договоре);
  • содержание складского аппарата компании (в т.ч. зарплата и отчисления в фонды);
  • персонала, занимающегося приемом, заготовлением, организацией хранения и отпуском МЦ;
  • сотрудников заготконтор и агентств, учрежденных по местам закупки МЦ;
  •  работников, занятых заготовкой/закупкой МЦ, их транспортировкой или сопровождением;
  • плата за хранение МЦ, например, на ж/д станциях либо в портах;
  • уплата процентов за кредит на покупку ТМЦ до момента признания в учете;
  • командировочные расходы, напрямую связанные с закупкой МЦ;
  • суммы потерь по МЦ, произошедших в пути в пределах действующих норм убыли.

Компаниям дано право установить собственный, приемлемый для них перечень подобных затрат и означить его в учетной политике. Номенклатура и характеристика транспортно – заготовительных расходов представлена в приложении № 2 к Методуказаниям по бухучету МПЗ, утвержденным пр. Минфина от 28.12.2001 № 119н.

Расчет транспортно – заготовительных расходов

Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е.

к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях.

К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.

Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.

Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:

%ртзр = (ТЗРн + ТЗРот) / (Мк + Рот) х 100, где

%ртзр – процент распределения ТЗР,

ТЗРн  – ТЗР на начало,

ТЗРот – ТЗР за отчетный период,

Мк – остаток МЦ на конец периода;

Рот – расход МЦ за отчетный период.

Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.

Учет транспортно – заготовительных расходов

Фирмы – упрощенцы вправе включать ТЗР в расходы того периода, когда они были произведены. Остальные же компании должны учитывать их по одному из предлагаемых вариантов.

  1. Включать в стоимость МПЗ (для небольших фирм, производящих товары одной номенклатурной позиции).

Компания-автоперевозчик доставила фирме-заказчику товары: конфеты трех наименований.

Название продукта
Конфеты А20 00020 612
Конфенты Б36 00037 102
Конфеты В42 00043 286
98 000101 000

Стоимость перевозки – 3000 руб.

Бухгалтер производит расчет транспортных расходов по доставке груза по позициям:

  • Для товара А = 3000 х 20 000 / 98 000 = 612 руб.
  • Для товара Б = 3000 х 36 000 / 98 000 = 1102 руб.
  • Для товара В = 3000 х 42 000 / 98 000 = 1286 руб.

Проводка:

Д/т 10 (41) К/т 60 – на сумму 101 000 руб.

  1. Вести учет ТЗР отдельно и списывать на затраты, рассчитывая их сумму пропорционально стоимости МЦ, реализованных или отпущенных в производство в определенный отчетный период. Этот вариант наиболее приемлем для компаний с обширной номенклатурой МПЗ.

Учет ТЗР ведут на счете 15 «Заготовление/приобретение МЦ», иногда (в торговле) на субсчете к счету 44 «Расходы на продажу». Накопленную сумму в конце месяца распределяют на остатки МПЗ в производстве и кладовой.

МЦ учитываются по группам (сырье, материалы, товары и др.), каждая из которых объединяет соответствующую номенклатуру. Сумма ТЗР на переданные в производство МЦ рассчитывается по представленный выше формуле.

Остатки МЦ на начало марта составили 48 000 руб. Сумма ТЗР на счете15 – 7000 руб.

За март получено ТМЦ на сумму 130 000 руб.

ТЗР за март составили 20 000 руб.

Отпуск МЦ из кладовой – 123 000 руб.

Транспортно – заготовительные расходы (процент в смете)составили:

ОперацияСумма на счетах (в руб.)
1015
Д/тК/тД/тК/т
Сальдо на начало месяца:48 0007000
Поступление МЦ130 00020 000
Итого178 00027 000
Отпуск МЦ за месяц12300018 659,1
Сальдо на конец месяца:55 0008340,9
Произведенные расчеты
Кртзр = (27 000) / (123 000 + 55 000)0,1517
Сумма ТЗР к списанию (123 000 х 0,1517)18 659,1
Остаток ТЗР на конец м-ца (27 000 – 18 659,1)8340,9

Проводки по учету ТЗР:

Д/т 15 К/т 60 – 20 000 руб.

Д/т 20 (23, 25,26, 29) К/т 15 –18 659,1 руб.

ТЗР фиксируются во 2-м разделе баланса по строке 1210 «Запасы», а в Отчете о финансовых результатах – в строке 2120 «Себестоимость продаж». 

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-transportno-zagotovitelnyh-rashodov

Транспортно-заготовительные расходы: общие правила учета – Я – Бухгалтер

Бухгалтерская справка. Расчет транспортно-заготовительных расходов
Транспортно-заготовительные расходы: общие правила учета

С транспортно-заготовительными расходами (ТЗР) приходится сталкиваться практически каждому предприятию. Их учет имеет особенности: в частности, важно разграничить ТЗР и расходы на сбыт. В данной статье издание БУХГАЛТЕР&ЗАКОН расскажет об общих правилах отражения в учете ТЗР.

Какие расходы включают в состав ТЗР

Определения ТЗР в нормативных документах нет. В свое время Минфин в письме от 27.02.2003 г. № 053-2920 указал, что к ТЗР относят “расходы (любые) предприятия, связанные с транспортировкой запасов от поставщиков (станций, причалов) к месту их использования”.

Для целейналогового и бухгалтерского учета важно правильно классифицировать расходы на перевозку. Связано это с особым порядком учета ТЗР.

Ведь такие расходы увеличивают первоначальную стоимость запасов и уменьшают прибыль только в составе стоимости запасов.

При этом ТЗР, в отличие от остальных расходов, включаемых в состав первоначальной стоимости запасов, могут учитываться по особой процедуре – среднему проценту.

https://www.youtube.com/watch?v=_ZlNtHUnfuk

Исходя из формулировок п. 9 П(С)БУ 9 к ТЗР относятся следующие расходы:

– расходы на заготовку запасов;

– оплата тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку запасов всеми видами транспорта к месту их использования, включая расходы по страхованию рисков транспортировки запасов.

Этот перечень слишком укрупнен, и из него трудно понять, какие именно статьи расходов включают в ТЗР. Более предметно состав ТЗР для производственного предприятия приведен в п. 20 Методрекомендаций № 373. В соответствии с этим документом к ТЗР могут быть отнесены следующие расходы:

1) оплата тарифа (фрахта) за перевозку и разгрузку-погрузку грузов железнодорожным, водным, автомобильным или воздушным транспортом (при условии, что такие расходы возлагаются на покупателя);

2) провозная плата со всеми дополнительными сборами (кроме штрафных санкций), если такие расходы возлагаются на покупателя;

3) расходы на противопожарную и сторожевую охрану при транспортировке запасов до покупателя транспортом (при условии, что такие расходы возлагаются на покупателя);

4) расходы по доставке и разгрузке на складах предприятия прибывших запасов (кроме оплаты труда постоянных складских работников, которая относится к расходам на содержание заводских складов).

Для включения в состав ТЗР необходимо четко обозначить, что такие расходы относятся именно к доставляемым на предприятие запасам. Тогда к ТЗР могут быть отнесены расходы по разгрузке, оплаченные:

– сторонним предприятиям;

– собственному персоналу, который получает отдельно оплату за разгрузку запасов.

А вот амортизацию внутризаводского транспорта и погрузочно-разгрузочных механизмов, коммунальные расходы на содержание соответствующих помещений, оплату труда грузчиков и иных складских работников, занятых на погрузке-разгрузке запасов различного предназначения, по всей видимости, к ТЗР не относят. Такие расходы согласно п. 20 Методрекомендаций № 373 включают в состав административных расходов;

5) расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных предприятием в местах заготовки (закупки) запасов;

6) средства, израсходованные на командировки по непосредственной заготовке запасов и доставке (сопровождению) их на склады предприятия с мест заготовок, в частности, командировочные расходы водителей и грузчиков предприятия по доставке грузов от поставщиков.

В то же время не включаются в состав ТЗР:

1) расходы на содержание отделов снабжения (других отделов (служб) предприятия с аналогичными функциями, занимающихся обеспечением предприятия запасами).

В эту группу включаются, в частности, расходы на амортизацию помещений, занятых отделом снабжения и другими службами, связанными с заготовкой запасов; коммунальные расходы на содержание соответствующих помещений, услуги сторонних организаций, связанных со снабжением (в частности, услуги связи). В Методрекомендациях № 373 эти расходы причислены к административным расходам;

2) суммы ввозной пошлины, суммы косвенных налогов в связи с приобретением запасов, которые не возмещаются предприятию; прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы предприятия на доработку и повышение качественных технических характеристик запасов; потери и недостачи запасов в пределах норм естественной убыли, обнаруженные при оприходовании приобретенных запасов, возникшие при их транспортировке (эти расходы включаются в первоначальную стоимость запасов в качестве отдельной составляющей);

3) расходы на командировки, связанные с согласованием технических условий и оформлением договоров на поставку запасов.

Согласно правилам Инкотермс покупатель может получать товар на различных условиях, в частности, стоимость доставки запасов может быть:

1) включена в цену товара;

2) установлена сверх цены товара;

3) возложена на покупателя.

Очевидно, чторасходы на перевозку товара, которые возлагаются на продавца (первый и второй вид из указанных расходов), относятся у продавца к расходам на сбыт.

https://www.youtube.com/watch?v=yK_YhXcuejA

У покупателя расходы, которые включаются в цену товара, не относятся к ТЗР. Такие расходы являются полноценной составляющей первоначальной стоимости запасов и относятся к статье “суммы, уплачиваемые согласно договору поставщику (продавцу)”.

Расходы второй и третьей групп могут считаться ТЗР.

Widget not in any sidebars

Перевозки собственным транспортом

Если покупатель доставляет приобретенные запасы собственным транспортом, он несет определенные расходы, в частности расходы на оплату топлива; зарплату водителей, экспедиторов, заготовителей; единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование с такой зарплаты; амортизацию транспорта, задействованного в перевозке запасов и т.п.

Источник: https://ibuh.info/ru/transportno-zagotovitelnye-rasxody-obshhie-pravila-ucheta

Расчет транспортных расходов — формула

Бухгалтерская справка. Расчет транспортно-заготовительных расходов

Работа организаций, занимающихся торговлей товарами, сопряжена с необходимостью производить расчет транспортных расходов. Знание всех нюансов позволяет корректно отразить понесенные затраты. Кроме нормативно-правовых актов нужно руководствоваться еще и учетной политикой предприятия. Там, например, может быть закреплена возможность частичного списания затрат компании.

Распределение ТЗР

При приобретении товаров организации несут расходы, связанные с транспортировкой продукции. Бухгалтеру предприятия важно знать, как рассчитать транспортные расходы и списать их правильно.

Например, если учетная политика организации предусматривает частичное списание ТЗР в конце каждого месяца, то дополнительно нужно уметь распределять понесенные расходы между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Формула расчета ТЗР на остаток товара

Большинство компаний при этом пользуются методикой, прописанной в статье 320 Налогового Кодекса РФ. Эта формула расчета ТЗР должна распространяться исключительно на транспортные расходы. Остальные же издержки, связанные с продажей, списываются в полном объеме. Таким образом предприятию удастся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

Для распределения ТЗР будет справедливо использование следующего варианта расчета:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – это средний процент транспортных расходов на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те транспортные расходы, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – транспортные расходы, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.

После чего производится расчет транспортных расходов на остаток товара путем перемножения показателей Т2 и К.

Пример. Компания «Интегра» рассчитывает транспортные расходы на остаток товара. За апрель 2018 года было продано изделий общей себестоимостью 800 000 рублей. Нереализованными остались товары на сумму 200 000 рублей. Остаток ТЗР на начало месяца составлял 25 000 рублей, а общая сумма ТЗР за апрель – 45 000 рублей. Как рассчитать ТЗР на остаток в таком случае?

Воспользуемся ранее приведенной формулой:

П = (25 000 + 45 000) / (800 000 + 200 000) * 100% = 7%. Следовательно, транспортные расходы на остаток составят: 200 000 * 0,07 = 1 400 рублей.

Причем оставшиеся от прошлого месяца и понесенные расходы за минусом тех, что приходятся на остаток, можно будет списать на себестоимость. То есть предварительно нужно провести расчет ТЗР к списанию: 25 000 + 45 000 – 1 400 = 68 600 рублей.

Как рассчитать ТЗР по материалам?

Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:

  1. применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
  2. используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
  3. напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.

Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:

  • К – процент списания ТЗР;
  • Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
  • Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
  • М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
  • М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.

Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.

Как рассчитать ТЗР по доставке груза?

Нередко предприятия вынуждены самостоятельно осуществлять доставку груза или оплачивать эту услугу поставщику. В результате конечная стоимость их увеличивается. В связи с этим и появляется необходимость произвести расчет транспортных расходов по доставке груза.

Не все предприятия готовы по каждой партии рассчитывать ТЗР и учитывать их – это требует большого количества времени, да и в подобных расчетах можно легко допустить ошибку. В связи с этим некоторые организации определяют транспортные тарифы в зависимости от расстояния перевозок. Это позволяет быстро производить расчеты. Некоторые даже пользуются государственной системой тарифов.

Можно произвести расчет транспортно-заготовительных расходов в этом случае и более точно, определив стоимость доставки 1 тонны груза на 1 км маршрута.

Источник: https://okbuh.ru/transportnye-rashody/raschet-transportnyh-rashodov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.