Письменные объяснения в налоговую инспекцию по нарушениям, обнаруженным в ходе проверки порядка применения ККТ

Содержание

Освобождение от ответственности за неприменение ККТ

Письменные объяснения в налоговую инспекцию по нарушениям, обнаруженным в ходе проверки порядка применения ККТ

Далеко не всегда компании, отступая от установленных правил работы с ККТ, руководствуются каким-то злым умыслом (скрыть выручку и т.п.). Все может быть гораздо банальнее.

К примеру, отключили электричество и в этом случае по правилам торговля должна быть прекращена.

А что, если реализуются скоропортящиеся товары и такой простой повлечет серьезные убытки? Примечательно, но с некоторых пор у компаний есть возможность решить эту проблему, что называется, с минимальными потерями.

В свое время Минфин в Письме от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32 привел форму бланка строгой отчетности, которую следовало применять в случае отключения электричества.

Тем самым чиновники фактически дали добро организациям, которые остались на какое-то время без света, продолжить работу и в темноте, выдавая своим покупателям вместо кассовых чеков названные БСО. Однако ситуация кардинальным образом изменилась с момента вступления в силу Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

Дело в том, что в нем установлен перечень случаев, когда компания или ИП вместо чеков могут выдавать БСО, и среди таковых нет такого основания, как отключение электричества.

То есть если компания, которая в силу закона обязана при расчетах применять контрольно-кассовую технику, в период, когда у нее не было света и, соответственно, возможности пробивать чеки, продолжит отпускать товар, выдавая покупателям, к примеру, БСО, то она может быть привлечена к ответственности по ст. 14.5 КоАП за неприменение ККТ.

До недавнего времени компаниям в большинстве случаев удавалось избежать “кассовой” ответственности, поскольку срок давности по таким правонарушениям составлял всего два месяца. Однако Законом от 3 июля 2016 г.

N 290-ФЗ (далее – Закон N 290-ФЗ) этот срок увеличен до двух лет. Соответствующая поправка внесена в ч. 1 ст. 4.5 КоАП. Так что с 15 июля 2016 г.

шансы на то, что нарушение останется незамеченным, значительно уменьшены.

Составы “кассовых” правонарушений

Кроме того, Законом N 290-ФЗ и ст. 14.5 КоАП изложена в новой редакции, разграничена ответственность за различные виды кассовых правонарушений. В частности, согласно ч. 2 ст. 14.

5 КоАП неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях теперь зависит от суммы непробитого чека: для должностных лиц и ИП штраф составит от 1/4 до 1/2 суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.

; для юрлиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Частью 3 ст. 14.5 КоАП установлена ответственность за повторное неприменение ККТ. Однако она грозит только в случае, если кассовые чеки в совокупности не пробиты на сумму один миллион и выше. При таких обстоятельствах должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок от одного года до двух лет, а деятельность юрлиц и ИП могут приостановить на срок до 90 суток.

Частью 4 ст. 14.

5 КоАП установлена ответственность за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо в отношении которой были нарушены порядок регистрации, перерегистрации, а также порядок и условия ее применения. Совершение такого правонарушения для организаций влечет предупреждение или штраф в размере 5000 – 10 000 руб., а для руководителей (ИП) – предупреждение или штраф в размере 1500 – 3000 руб.

Аналогичные санкции предусмотрены и ч. 5 ст. 14.5 КоАП, но уже за непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением установленных на то сроков.

Ну и, наконец, ч. 6 ст. 14.

5 КоАП установлено, что за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо за непередачу этих документов в бумажном виде по требованию покупателя (клиента) в предусмотренных законом случаях организации грозит предупреждение или штраф в размере 10 000 руб., а руководителям (ИП) – предупреждение или штраф в размере 2000 руб.

Части 7 – 15 ст. 14.5 КоАП устанавливают ответственность для операторов фискальных данных, изготовителей ККТ и экспертных организаций, проводящих экспертизу моделей ККТ. Поэтому эти части мы опустим.

Освобождение от “кассовых” санкций

В то же время в отличие от “старой” редакции ст. 14.5 КоАП в ее обновленной версии установлены условия, при соблюдении которых нарушитель освобождается от “кассовой” ответственности. А условия таковы (примечание к ст. 14.

5 КоАП): необходимо добровольно оповестить налоговый орган о совершенном кассовом правонарушении, предварительно исправившись, то есть исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение сработает в том случае, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • на момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В каких правонарушениях лучше покаяться

В то же время необходимо иметь в виду, что освобождение от “кассовой” ответственности, даже при соблюдении названных условий, предусмотрено отнюдь не для всех видов “кассовых” нарушений. Таким образом, избавить себя от штрафа можно только в отношении следующих правонарушений:

  • неприменения ККТ в случаях, когда ее применение обязательно;
  • применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • применения ККТ с нарушением порядка ее регистрации, а также порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения.

Как сознаться в правонарушении?

Одним из условий для получения освобождения от “кассовой” ответственности является представление в налоговый орган соответствующего заявления. Какой-либо официальной формы на сей случай не установлено. То есть соответствующее заявление пишем в произвольной форме.

В нем нужно указать, когда и какое именно из названных правонарушений было совершено и как оно было исправлено. При этом следует привести и ссылочку на примечание к ст. 14.5 КоАП, на основании которого вы претендуете на освобождение от административной ответственности.

Самый распространенный случай – неприменение ККТ в связи с отключением электричества. Для того чтобы освободиться от штрафа, нужно написать в ИФНС заявление и приложить к нему копии кассовых чеков, которые были пробиты после включения света на суммы, принятые от покупателя “в темноте”.

Онлайн-нарушения

В то же время необходимо отметить, что в связи с переходом на применение онлайн-ККТ многие правонарушения налоговики также будут обнаруживать в режиме онлайн. Иными словами, компания или ИП могут и не успеть “покаяться” с тем, чтобы освободиться от штрафа. Однако санкции все же могут быть значительно уменьшены…

в три раза, причем от минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП. Это предусмотрено ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП. А сами условия для такого уменьшения приведены в ч. 4 ст. 28.6 КоАП.

Из положений данной нормы следует, что штраф может быть “сокращен”, если при обнаружении в ходе автоматизированной проверки поступивших сообщений и заявлений от физлиц и организаций нарушитель признает вменяемое нарушение.

Когда молчание – золото

Еще раз повторимся, что освобождение от штрафных санкций или же их уменьшение предусмотрено только в отношении конкретных видов “кассовых” нарушений, которые предусмотрены ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП.

Иными словами, даже если поставить в известность налоговиков о совершении повторного нарушения, когда “мимо кассы” прошло более 1 млн руб., от штрафа это не спасет.

Нельзя уменьшить штраф и в случае, если по запросу налогового органа компания не представила документы.

Также представляется, что проблемным будет получение освобождения в отношении правонарушения, связанного, к примеру, с нарушением порядка регистрации или перерегистрации ККТ, хотя они и содержатся в “белом списке”. Ведь регистрацией ККТ занимается налоговый орган, так что раньше инспекторов узнать о правонарушении (и уж тем более “исправить” его до подачи заявления с “покаянием”) просто невозможно.

Ноябрь 2016 г.

Источник: http://www.mosbuhuslugi.ru/material/otvetstvennost-nepreminenie-kkt-osvobojdenie

Истребование налоговыми органами пояснений у налогоплательщиков | Отчётсдан

Письменные объяснения в налоговую инспекцию по нарушениям, обнаруженным в ходе проверки порядка применения ККТ
С.В. Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля.

В Налоговый кодекс внесены изменения, повышающие ответственность налогоплательщика при исполнении полученных от налогового органа документов, связанных с истребованием пояснений.

 Основаниям получения пояснений, способам представления пояснений и мерам принуждения, применяемым к налогоплательщику за неисполнение документов налогового органа, касающихся истребования пояснений, посвящено интервью с экспертом.

— В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) — это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

Следует обратить внимание, что ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, пункт 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Пожалуй, общим для требования о представлении пояснений, уведомления о вызове в налоговый орган является обязанность налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) квитанцию о приеме указанных документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Порядок направления документов в электронной форме по ТКС утвержден приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов.

Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

— Напомните последствия, которые наступят в случае, если квитанция о приеме документов не будет отправлена?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может привести к приостановлению операций по счетам в банке (подпункт 2 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение налогового органа о приостановлении операций будет отменено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом, — при направлении требования о представлении документов (пояснений) или явки представителя организации в налоговый орган — при направлении уведомления о вызове в налоговый орган.

Кроме того, ненаправление квитанции может рассматриваться как основание для привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ (непредставление документа в установленный срок).

— В каком порядке применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этому случаю относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

— Какие новые основания появились у налогового органа для истребования пояснений?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.
Главы 25.3, 32 НК РФ используют понятие «налоговые льготы» («льготы по сбору»), но представление декларации (расчета) не предусматривают.

Кроме того, новая редакция пункта 6 статьи 88 НК РФ затрагивает только организации и индивидуальных предпринимателей, а на физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, непосредственно не распространяется.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

— Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Из Налогового кодекса неясно, в отношении каких операций, по которым применены налоговые льготы, могут быть истребованы пояснения при камеральной проверке.
Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Хотя в правоприменительной практике есть примеры отнесения к налоговым льготам даже положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.

В пункте 14 данного Постановления указаны налоговые льготы: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

В судебной практике есть примеры признания налоговой льготой:

  • положений подпункта 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность. По аргументации суда, данное освобождение является налоговой льготой, поскольку установлено в отношении не всех налогоплательщиков, оказывающих услуги (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2015 № Ф02-3231/2015, Ф02-3026/2015 по делу № А69-3560/2014);

Источник: http://otchetsdan.ru/stati/istrebovanie-nalogovymi-organami-poyasnenij/

Как проводится проверка ККТ налоговой инспекцией?

Письменные объяснения в налоговую инспекцию по нарушениям, обнаруженным в ходе проверки порядка применения ККТ

Надзор в сфере применения ККТ

Проверка применения ККМ

Проверка документов на ККТ

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям

Полномочия проверяющих при проверке ККМ

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов

Оформление результата проверки

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ

Надзор в сфере применения ККТ 

В соответствии с п. 2 ст. 7 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) при проведении контроля в сфере использования кассовых аппаратов налоговые органы:

  • осуществляют мониторинг расчетов с использованием ККТ;
  • проводят анализ полученных данных мониторинга;
  • проверяют использование ККТ;
  • проводят удаленные проверки операторов фискальных данных;
  • проверяют соблюдение правил оформления и выдачи кассовых чеков и других подтверждающих документов, в том числе путем осуществления контрольной закупки.
  • выносят предписания об устранении выявленных нарушений. 

Важно! Результатом проверки ККТ налоговой является установление факта соблюдения или несоблюдения проверяемыми пользователями кассовых аппаратов правил применения ККТ.

При выявлении нарушений виновные привлекаются к административной ответственности. Административный регламент осуществления надзора и контроля утвержден приказом Министерства финансов РФ от 17.10.

2011 № 132н (далее — Регламент).

Проверка применения ККМ 

Проверка правил использования кассовых аппаратов включает в себя следующие процедуры:

  • Проверку выдачи кассовых чеков и иных подтверждающих документов. Указанная проверка включает в себя в том числе контрольную закупку товара, его оплату наличными или с помощью банковской карты в целях установления факта выдачи (невыдачи) подтверждающего документа. Максимальный срок выполнения данного этапа проверки составляет 1 рабочий день. Контрольная закупка регулируется ст. 16.1 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).
  • Рассмотрение документов на ККТ. Проводится после окончания проверки выдачи чеков. Сотрудники налоговой службы рассматривают и проверяют документацию по использованию кассы.
  • Проверка соблюдения правил регистрации и использования ККТ. Проверяется соответствие кассовой техники, кассовых чеков и других подтверждающих документов установленным правилам. 

Обратите внимание! Общий срок проведения проверки устанавливается руководителем налоговой инспекции и не может превышать 20 рабочих дней (п. 19 Регламента).

Далее расскажем о последних 2 процедурах более подробно. 

Проверка документов на ККТ 

Данная процедура производится открыто с предъявлением сотрудниками налоговой службы пользователям кассовых аппаратов поручения на проведение проверки и своих служебных удостоверений. При проведении проверки проверяющие рассматривают:

  • журнал кассира;
  • акты о возврате денежных средств клиентам;
  • распечатки отчетов из фискальных накопителей;
  • бланки строгой отчетности и другие документы;
  • паспорт ККТ, договор с оператором фискальных данных, документацию, связанную с приобретением, регистрацией, ремонтом, модернизацией техники, заменой фискальных накопителей. 

Перечень приведен в п. 29 Регламента.

Обратите внимание! Запрошенные документы представляются пользователем ККТ в виде оригиналов или заверенных копий. При этом проверяющие не могут требовать нотариального заверения копий документов. 

Проверка ККТ на соответствие установленным требованиям 

При осуществлении контроля сотрудниками налоговой службы в обязательном порядке проверяется:

  • цельность корпуса без следов вскрытия или разрушения, что исключает возможность изменения средств учета;
  • наличие модели ККТ и фискального накопителя в специальном реестре (подробнее читайте в статье Какие онлайн-кассы входят в реестр ККТ согласно 54-ФЗ?);
  • соответствие заводских и регистрационных данных кассового аппарата;
  • исправность ККМ, в том числе возможность печати кассовых чеков и некорректируемую сохранность данных о произведенных расчетах;
  • соответствие реквизитов, отпечатанных на чеке, требованиям, установленным в ст. 4.7 закона № 54-ФЗ;
  • соответствие реквизитов бланков строгой отчетности и других подтверждающих документов установленным требованиям;
  • соответствие времени печати чека, указанного на нем, реальному времени;
  • соответствие фактического места установки ККТ данным, представленным при ее регистрации. 

Важно! Для определения наличия возможности вносить корректировки или фальсифицировать документы, необходимые для полного учета расчетов, проводится проверка реквизитов, отпечатанных на чеке, в соответствии с документацией на применяемую модель кассы. В случае, когда необходимы технические или другие специальные знания, могут привлекаться эксперты.

Результатом процедуры станет установление фактов соблюдения или несоблюдения проверяемым владельцем ККТ требований к ККТ, порядку или условиям ее применения.

Полномочия проверяющих при проверке ККМ 

В соответствии с п. 7 Регламента сотрудники налоговой службы при осуществлении проверки использования ККТ имеют право:

  • запрашивать и получать различные необходимые сведения, пояснения и документы письменно или посредством размещения запроса в кабинете ККТ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ к ККТ, в том числе к данным, хранящимся на фискальном накопителе;
  • получать документацию от проверяемого пользователя ККТ;
  • проводить контрольные закупки в целях проверки выдачи кассовых чеков и других документов, подтверждающих прием денежных средств;
  • взаимодействовать с органами внутренних дел РФ;
  • выносить предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать виновных к административной ответственности. 

Права владельцев проверяемых кассовых аппаратов 

Права владельцев ККТ во время их проверки в общем виде оговариваются в ст. 21–24 закона № 294.

Применительно к узкой ситуации пользователи и владельцы проверяемых кассовых аппаратов в соответствии с п. 9 Регламента имеют право:

  • на личное присутствие при осуществлении проверки;
  • дачу пояснений и объяснений по предмету проверки;
  • получение от сотрудников налоговой службы информации о предмете и сроках проведения проверки;
  • получение результатов проверки (акта, составленного по результатам проверки);
  • выражение несогласия с результатами проверки или действиями (бездействием) сотрудников налоговой инспекции при осуществлении проверки;
  • обжалование действий (бездействия) проверяющих как во внесудебном (руководителю налогового органа, осуществлявшего проверку), так и в судебном порядке. 

Важно! В рамках досудебного порядка проверяемые лица могут обратиться с жалобой устно или письменно, в том числе можно отправить электронное обращение на сайт ведомства.

В жалобе в обязательном порядке следует указать название органа, куда направляется сообщение, суть обращения и обратный адрес, по которому должен быть направлен письменный ответ.

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней с момента ее регистрации.

Оформление результата проверки 

По результатам проведения проверки составляется соответствующий акт на бумажном носителе в 2 экземплярах. Все исправления в нем должны быть оговорены и заверены подписи указанных выше лиц. Обязательными атрибутами акта являются:

  • Дата его оформления.
  • Полное название владельца проверяемой ККМ, его ИНН и КПП, адрес местонахождения.
  • Ф. И. О. сотрудников налогового органа, проводивших проверку.
  • Перечень документации, полученной сотрудниками налоговой службы в ходе проверки.
  • Дата, когда проверочные действия начались, и дата, когда они были завершены.
  • Запись об отсутствии выявленных нарушений или детально изложенные, подкрепленные документально факты нарушений. В последнем случае необходимо также сделать ссылку на нормативные акты, положения которых были нарушены. При выявлении фактов нарушения законодательства о ККТ сотрудники налогового органа возбуждают производство по делу об административном нарушении. 

Обратите внимание! Акт подписывается сотрудниками налоговой службы, осуществившими проверку, и проверяемым лицом. Последнее может изложить свои замечания непосредственно в акте или в отдельном документе. Если лицо уклоняется от подписания акта или вообще отсутствует при проведении проверки, в акте делается соответствующая запись и документ направляется по почте заказным письмом.

Ответственность за нарушение порядка использования ККТ 

Ответственность за неправильное применение ККТ и нарушение обязанностей проверяемой стороны установлена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

П. 4 названной статьи предусматривает наказание:

  • за применение техники, не соответствующей требованиям закона № 54-ФЗ;
  • нарушение порядка регистрации ККТ, сроков и условий ее перерегистрации;
  • нарушение порядка и условий применения ККТ. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа от 1 500 до 3 000 руб. на должностных лиц;
  • предупреждения или адм. штрафа от 5 000 до 10 000 руб. на юрлиц. 

Такой же размер наказания устанавливает п. 5 данной статьи за непредставление документов по запросам налоговой инспекции или просрочку в их предоставлении.

П. 6 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность:

  • за ненаправление покупателю кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме;
  • невыдачу указанных документов на бумажном носителе. 

В виде:

  • предупреждения или адм. штрафа в размере 2 000 руб. на уполномоченных лиц;
  • предупреждения или 10 000 руб. адм. штрафа на юрлиц. 

Об ответственности за неприменение ККТ читайте в статье Грозят ли штрафы за неприменение онлайн-кассы в 2019 году? 

*** 

Итак, проверка правильности использования кассовых аппаратов проводится сотрудниками налоговой службы путем контрольной закупки, рассмотрения документации, связанной с эксплуатацией ККТ.

Кроме того, изучаются сами кассовые аппараты на предмет цельности их корпуса, исправности, правильности выдачи (отправки) отчетных документов.

В случае выявления нарушений виновные привлекаются к административной ответственности.

Источник: https://rusjurist.ru/kkt/kak_provoditsya_proverka_kkt_nalogovoj_inspekciej/

Характеристика штрафа за неприменение ККТ

Письменные объяснения в налоговую инспекцию по нарушениям, обнаруженным в ходе проверки порядка применения ККТ

Государство пришло к выводу, что существующие до июля 2019 года штрафы за несоблюдение порядка использования кассовых аппаратов являются недостаточно эффективными и не стимулируют предпринимателей добросовестно выполнять законодательные требования.

В связи с этим произошло увеличение размеров штрафов за допущенные нарушения. Это по мнению чиновников, должно привести в соответствие действующие размеры штрафов с размером дохода, который бизнес может получать, обходя закон и не используя кассовое оборудование.

Не все допущенные нарушения повлекут за собой наказание. Ответственности можно избежать, своевременно подав заявление про административное правонарушение. Однако, «покаяться» можно не во всех нарушениях. Например, если сумма проведенной мимо кассы операции будет превышать 1 млн. рублей, штрафа избежать не удастся.

Что указано в законе

Федеральный закон №54 от 2003 года определяет, что существуют такие виды нарушений, которые расцениваются, как работа без кассового аппарата:

  • отсутствие кассового аппарата;
  • используется аппарат, который не зарегистрирован в налоговой;
  • кассир не пробивает кассовый чек при покупке;
  • кассовый чек выбит, но не вручен покупателю;
  • сумма покупки отличается от суммы в кассовом чеке;
  • кассовый аппарат отсутствует в государственном реестре;
  • не приходуется выручка в кассовой книге.

Федеральный закон №54 от 2003 года

Правительственные постановления № 745 от 1993 года и № 470 от 2007 года определяют также, что нарушением является использование ККТ с несоблюдением порядка, установленного действующим законодательством, а именно:

  • на кассовом чеке отсутствуют или не читаются реквизиты, в том числе том, который выдается платежным терминалом;
  • время на выдаваемом чеке не соответствует реальному;
  • на ККТ отсутствует марка-пломба;
  • когда ККТ используется на платежном терминале не по месту регистрации;
  • использование в нефискальном режиме;
  • на оборудование нет паспорта и т.д.
Статья 14.5. Кодекса об админнарушенияхОпределяет размер штрафа, который может быть наложен в случае неиспользования или неправомерного использования ККТ. Для граждан он может доходить до 2 тыс. рублей, для должностных особ – до 4 тыс., для юрлиц – до 40 тыс.
Статья 15.1.Устанавливает, какое наказание влечет нарушение порядка ведения кассовых операций.
Статья 120 Российского Налогового кодексаОпределяет, чем грозит грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Максимальный штраф в этом случае может быть взыскан в размере 20% от суммы налога, который не был уплачен, однако, он не может быть меньше 40 тыс. рублей.Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)

Нюансы проверок

Кассовые проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями, не относятся к налоговым проверкам. Не распространяются на них и положения ФЗ №294 от 2008 года Про защиту прав юридических лиц и ИП. Правила проведения подобных проверок вообще отсутствуют.

Есть два Регламента, которые разработаны Министерством финансов: первый – для проверки ККТ, второй – для проверки полноты оприходования налички. Однако эти документы скудные и адресованы самим проверяющим, а не тем, кого проверяют.

ФЗ №294 от 2008 года

В документах не сказано, к кому могут прийти налоговики для проведения проверки, очевидно одно, их прежде всего интересуют торговые точки, то есть те организации, которые активно получают наличные средства и расходуют их. Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести кассовую книгу, они не застрахованы от проверок.

Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор, который ее проводил, должен сообщить про данный факт в соответствующий отдел своей Налоговой службы, который и назначит меру наказания для нарушителя, например, штраф за КТТ.

Проверка может начаться в любое время, налоговая не должна заблаговременно предупреждать о ее проведении. Присутствие директора на месте не является обязательным для начала проверки, однако, инспектор должен сделать в поручении соответствующую отметку про отсутствие руководителя в момент проверки на рабочем месте.

С проверкой могут прийти не только в центральный офис. Проверять также могут подразделения, которые работают с наличкой. Налоговики могут приходить с новой проверкой хоть ежедневно. Законодательно нет никаких ограничений по этому поводу.

О проверке ККТ руководитель организации узнает, когда она уже будет проходить. Работа инспектора начинается до того, как он заявляет о себе и своих полномочиях. Он смотрит, используется ли ККТ, когда речь идет про расчет наличными, а также выдается ли кассовый чек. Для этого они могут как самостоятельно произвести закупку, так и наблюдать за тем, как обслуживаются другие покупатели.

В случае обнаружения нарушений составляется акт, который принимается судебным органом в качестве доказательств, если дело дойдет до суда.

Если проверка ККТ проводится в платежном терминале не по месту нахождения организации, инспектор должен выполнить следующие действия:

  • проверить, выдает ли терминал чек;
  • в выданном поручении отметить, что директор отсутствует на месте проверки;
  • поручение должно быть вручено руководителю, который получает возможность дать разъяснения и предоставить доказательство своей невиновности.

Определение нарушений

Кроме нарушений, которые могут быть обнаружены в ходе использования кассового аппарата, в качестве нарушения может расцениваться отсутствие марки-пломбы или голограммы. Их отсутствие расценивается налоговой наравне с такими нарушениями, как неприменение ККТ.

Какие наклейки должны быть на кассовом аппарате:

  • голограмма сервисного обслуживания, которая наклеена в текущем году (обычно клеится в январе-феврале);
  • голограмма госреестра, которая должна клеится изготовителем один раз на весь период использования кассы;
  • марки-пломбы в количестве 4-х штук;
  • идентификационный знак ККТ;
  • шильдик изготовителя.

В случае нарушений такого рода ИП должны будут заплатить штраф до 6 тыс. рублей, а ООО и прочие юрлица – до 60 тыс. руб.

Увеличение суммы наказания

15 июля 2019 года были внесены поправки в статью 14.5. КоАП.

С этого момента штраф за неиспользование ККТ зависит от суммы расчета, по которому не был пробит чек:

Для должностных особНовый размер составит от четверти до половины оплаты, которая была проведена без ККС, однако он не может быть меньше 10 тыс. рублей.
Для юридических лицОт ¾ до одного размера суммы, но не менее 30 тыс. рублей.

Если правонарушение будет совершено повторно и если сумма платежей без использования кассового оборудования составила 1 млн рублей и более – должностные лица будут дисквалифицированы на срок до двух лет, что касается ИП и юрлиц, то их деятельность будет приостановлена на срок до трех месяцев.

Также для штрафных санкций введены новые основания, например, организация или ИП не предоставляют информацию или документы, которые запрашивает ИФНС.

Размер штрафа ККТ

Какой размер штрафа предусмотрен в 2019 году за нарушения при использовании ККТ:

Вид нарушенияОтветственность для должностных лиц и ИПОтветственность для юр. лиц
В тех случаях, которые определены законодательно, не используется ККТШтраф в размере четверти – половины суммы оплаты, но не меньше, чем 10 тыс. рублейШтраф от трех четвертей до 1 размера оплаты, но не меньше, чем 30 тыс. рублей
Повторное нарушение при сумме, которая превышает 1 млн рублейОтстранение от работы на год-дваДеятельность может быть прекращена на 90 дней (распространяется на ИП)
Используется техника, которая не соответствует требованиям законаПредупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублейПредупреждение или штраф 5 тыс. – 10 тыс. рублей
Отказ в предоставлении налоговику документовШтраф в размере до 3 тыс. рублей, как альтернатива — предупреждениеШтраф от 5 до 10 тыс. рублей или вынесение предупреждения
Покупателю не предоставлен чек или квитанция (по запросу)Штраф в размере 2 тыс. рублейШтраф в размере 10 тыс. рублей

Случаи освобождения

Новая редакция статьи 14.5. КоАП устанавливает новые условия, при которых нарушителя освобождают от «кассовой ответственности». Пример, налоговая должна быть добровольно оповещена про совершенное кассовое правонарушение. При этом нужно исправить допущенную ошибку, исполнив обязательство до того, как налоговой будет вынесено постановление про административное правонарушение.

Освобождение последует только тогда, когда одновременно будут выполнены такие условия:

  • когда было подано заявление от нарушителя, налоговый орган не имел соответствующих сведений и документов про совершение админпроступка;
  • сведения и документация, которые поданы заявителем, являются достаточными для того, чтобы установить события, при которых нарушение было допущено.

Однако, освобождение предусмотрено не для всех видов нарушений.

Избежать штрафа получится только в таких ситуациях:

  • ККТ не применялась в тех случаях, когда это было обязательным условием осуществления деятельности;
  • применялась ККТ, не соответствующая установленным законом требованиям;
  • техника использовалась с нарушением порядка регистрации и ее применения.

Чтобы избежать наказания, первый шаг, который нужно выполнить – подать заявление в налоговый орган. Для данного документа не установлена официальная форма, то есть подготовить его можно произвольно. Информация, которую важно отобразить в данной бумаге:

  • кто совершил нарушение;
  • когда оно было совершено и в чем оно заключалось;
  • каким образом заявитель устранил его;
  • важно также сослаться на статью 14.5. КоАП, на основании которой человек претендует на освобождение от ответственности.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации

Одним из распространенных случаев неприменения ККТ является отключение электроэнергии. Чтобы избежать штрафа, нужно вместе с заявлением подать в налоговую копии чеков, пробитых после того, как включили свет, на суммы, полученные от покупателя.

Поскольку отмечается массовый переход на онлайн оплаты, при допущенном нарушении компании могут не успеть обратиться в налоговую с заявлением, поскольку в режиме онлайн подобные нарушения выявляются гораздо быстрее. Однако, в этом случае можно уменьшить размер штрафных санкций. Согласно с положениями статьи 28.6 КоАП возможно сокращение штрафа, если нарушитель признает вменяемое ему нарушение.

Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола

Если организация или ИП допустит нарушение, которое не предусмотрено статьей 14.5. КоАП, и признается в нем, заявив о данном факте в налоговую, не следует надеяться на то, что не будут применены штрафные санкции или размер штрафа будет уменьшен.

Так, если мимо кассы было пропущено более 1 млн. рублей, то избежать наказания не удастся. Не удастся уйти от наказания и в случае, когда по запросу налоговиков не будут своевременно предоставлены документы.

Как избежать последствий

Избежать последствий достаточно просто – нужно следовать нормам закона и не нарушать их.

Что это значит:

  • Следует купить кассовый аппарат, который возможно подключить к сети Интернет. Стоимость новой техники составляет около 30 тыс. рублей. Но допускается приобретение аппарата, который уже был в использовании. Нужно обратить внимание, что кроме того, что он должен подключаться к Интернету, должна быть предусмотрена возможность размещения в нем фискального накопителя (ФП).
  • ФП нужно менять каждые 13 месяцев, если ООО или индивидуальный предприниматель работают на УСН, ЕНВД или на патенте. В противном случае его можно менять раз в три года.
  • Онлайн-касса должна пройти регистрацию в Налоговой службе. Везти сам аппарат налоговикам, как это было раньше, нет необходимости. Теперь эта процедура проходит дистанционно – в личном кабинете на сайте ИФНС.
  • Еще один обязательный шаг – заключение контракта с оператором фискальных данных. Он будет отвечать за взаимодействие с налоговой и передавать онлайн кассовые чеки. При выборе оператора нужно обратить внимание на наличие у него соответствующей лицензии.

Источник: http://buhuchetpro.ru/shtraf-za-neprimenenie-kkt/

Как налоговики вычисляют нарушителей закона о ККТ

Письменные объяснения в налоговую инспекцию по нарушениям, обнаруженным в ходе проверки порядка применения ККТ

1 июля 2018 года завершился второй этап кассовой реформы. Теперь применять ККТ должны почти все торговые предприятия, заведения общепита, интернет-магазины.

Есть исключения, но субъектов, которые под них попадают, не так много. За июнь 2018 года, то есть непосредственно перед окончанием второй волны фискализации, было зарегистрировано порядка 2 млн кассовых аппаратов.

А после наступления этой даты — еще 200 тысяч.

Но до сих пор остаются компании и предприниматели, которые не установили ККТ несмотря на обязанность. Это очень неосмотрительно, и вот почему.

Вас «сдадут» ваши покупатели

Власти говорят, что переделали закон 54-ФЗ не только для того, чтобы отслеживать выручку, но и для защиты интересов потребителей. И многие покупатели сейчас в курсе, что проведена кассовая реформа. А также что в чеке должен быть специальный код, который можно считать при помощи смартфона и тут же проверить.

Налоговая служба разработала мобильное приложение, которое скачали как минимум 100 тыс. раз, и это только на устройства под управлением Android.

Воспользоваться приложением очень просто: нужно отсканировать QR-код либо ввести в форму некоторые реквизиты чека. Далее система покажет, отправил ли продавец чек в ФНС.

Если нет, то прямо из приложения можно сообщить о нарушении.

По словам главы ФНС Михаила Мишустина, пользователи проверили уже более 30 млн чеков. Он заявил, что это делает торговую сферу более прозрачной. Никакими проверками и контрольными закупками добиться такого масштаба было бы невозможно.

Представители Контур.ОФД подтверждают — от налоговой стало приходить больше запросов, связанных с исполнением закона 54-ФЗ. Они бывают связаны:

  • с камеральной проверкой;
  • с административным расследованием;
  • с мероприятиями контроля по сигналу о некорректности данных чека, который поступил через упомянутое приложение.

А это говорит о том, что народный контроль действительно неплохо работает.

К вам придет контрольная закупка

Конечно, налоговая служба не полагается только на бдительных граждан. У нее есть собственные методы контроля за тем, чтобы субъекты бизнеса соблюдали закон 54-ФЗ. К ним относятся:

  • мониторинг и анализ расчетов и полноты учета выручки;
  • наблюдение за использованием кассовой техники, в том числе удаленно;
  • проведение контрольных закупок;
  • проверка правильности учета денежных средств при расчетах с применением кассовых аппаратов.

Также налоговики отслеживают движение персонала — это касается индивидуальных предпринимателей.

Законодательство дает «торговым» ИП на ЕНВД и ПСН право не применять кассовую технику до 1 июля 2019 года. Но лишь в том случае, если у них нет сотрудников. Это единственное исключение, сделанное для сферы торговли и общепита.

Так вот, чтобы воспользоваться этой преференцией, иные предприниматели избавляются от наемных работников — расторгают трудовые договоры и заключают вместо них гражданско-правовые.

А это нарушение не только закона о контрольно-кассовой технике, но и трудового законодательства.

Такие случаи выявляются, а затем предпринимателя обязывают заключить трудовой договор с сотрудником и установить онлайн-кассу. А еще налагают штрафы.

Какие нарушения выявляются

Результаты своих контрольных мероприятий Налоговая служба публикует на своем сайте. Надо сказать, нарушают повсеместно.

Например, в республике Башкортостан было проведено 155 проверок и абсолютно все из них выявили нарушения: либо отсутствовали кассы, либо не выбивались чеки. К слову, инициирована эта масштабная проверка была именно сообщениями покупателей.

Другой пример — заведения общепита в Рязани. После проведения проверки выяснилось, что в 70% случаев покупателям вместо фискального документа из онлайн-кассы выдавали пречеки, распечатанные на принтере чеков. Содержащиеся в них данные не попадали в Налоговую службу, а это нарушение 54-ФЗ.

Меры наказания

Ответственность за нарушение правил применения кассовой техники установлена в статье 14.5 КоАП. Настоятельно рекомендуем ознакомиться с этой нормой закона — в ней не менее полутора десятков различных типов нарушений, за которые могут оштрафовать.

Так, за неприменение ККТ предпринимателю грозит штраф от 25 до 50 % неучтенной выручки. Однако есть минимум — 10 тыс. рублей. Получается, что если не пробить чек на 1 тыс. рублей, можно получить штраф в десятикратном размере.

Для компании наказание еще строже — 75-100 % неучтенной выручки, при этом минимум — 30 тыс. рублей.

А если нарушение повторится, и сумма невыбитых чеков в совокупности превысит 1 млн рублей, могут приостановить деятельность на срок до 90 дней.

Если чек будет пробит, но не выдан покупателю, может последовать предупреждение либо штраф. Компании это может стоить 10 тыс., а предпринимателю — 2 тыс. рублей. Аналогичная мера ответственности может быть наложена и в том случае, если продавец не передаст покупателю по его требованию чек в электронной форме.

Страшно? Есть способ все исправить

Если вы должны применять ККТ, но до сих пор еще этого не сделали, рекомендуем ознакомиться с материалом «Опоздали с кассой — что делать?». В нем подробно описано, какие шаги предпринять, чтобы исправить эту ситуацию. Сразу скажем, что у нарушителей все еще есть возможность избежать штрафных санкций. Но действовать нужно как можно быстрее:

  1. Установить ККТ.
  2. Скорректировать расчеты, то есть выбить чек коррекции.
  3. Сообщить об этом в ИФНС и приложить объяснительную, почему так произошло.

Если все это сделать до того, как кто-нибудь из покупателей сообщит о нарушениях (либо налоговый орган нагрянет с проверкой и узнает об этом сам), то штрафа быть не должно.

Источник: http://KonturAlco.ru/stati/kak-nalogoviki-vychislyayut-narushitelej-zakona-o-kkt

Пояснительная записка в налоговую

Письменные объяснения в налоговую инспекцию по нарушениям, обнаруженным в ходе проверки порядка применения ККТ

По всем полученным налоговым декларациям и расчетам ИФНС проводит камеральную проверку, в ходе которой может запросить у налогоплательщика необходимые пояснения по предоставленной отчетности (п. 3 ст. 88 НК РФ). Мы расскажем о причинах таких налоговых запросов, о том, как составляется пояснительная записка в налоговую по требованию, образец пояснений также приведем в данной статье.

Когда налоговая запрашивает пояснения

Причины, по которым у налоговиков могут возникнуть вопросы к налогоплательщику в процессе камеральной проверки, перечисляются в п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ:

  • Причина 1 – «камералка» выявила в отчетности ошибки либо противоречия между данными отчетности и имеющимися у налоговиков сведениями.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения или внести исправления в отчетность.

  • Причина 2 – налогоплательщиком сдана «уточненка», в которой сумма налога к уплате, по сравнению с ранее представленным отчетом, стала меньше.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения с обоснованием изменения показателей и снижения суммы налога к уплате.

  • Причина 3 – в отчетности заявлены убыточные показатели.

Что потребует ИФНС – предоставить пояснения, обосновывающие сумму полученного убытка.

Получив подобный запрос от налоговиков о представлении пояснения в налоговую (образец можно посмотреть ниже), ответить на него следует в течение 5 рабочих дней. Штрафных санкций за непредставление не предусмотрено, но игнорировать требования налоговой не стоит, поскольку, не получив ответа, ИФНС может доначислить налоги и насчитать пени.

Обратите внимание: если налогоплательщик относится к категории тех, кто обязан подавать налоговую декларацию в электронном виде согласно п. 3 ст. 80 НК РФ (например, по НДС), то он должен обеспечить прием от ИФНС электронных документов, направляемых в процессе камеральной проверки.

В том числе это относится и к требованиям о представлении пояснений – в течение 6 дней со дня отправки налоговиками, налогоплательщиком в ИФНС отправляется электронная квитанция, подтверждающая получение такого требования (п. 5.1. ст. 23 НК РФ).

Если получение электронного требования не подтвердить, это грозит блокировкой банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Как писать пояснения в налоговую

Образец пояснительного письма, направляемого в ответ на требование ИФНС о представлении пояснений, утвержденный официально, отсутствует. Пояснения можно составить в произвольной форме, указав следующую информацию:

  • наименование налогового органа и налогоплательщика, его ИНН/КПП, ОГРН, адрес, телефон;
  • заголовок «Пояснения»;
  • обязательная ссылка на исходящий номер и дату требования от налоговой инспекции,
  • непосредственно пояснения по запрашиваемому вопросу с их обоснованием,
  • если необходимо, перечислить приложения к письму, подтверждающие правильность показателей отчетности,
  • подпись руководителя.

Если ошибка, допущенная в отчетности, не привела к занижению налога, пояснительная записка в налоговую должна содержать эту информацию.

Напишите об этом, указав характер ошибки (например, опечатка или техническая ошибка) и верное значение, либо представьте уточненную декларацию или расчет.

Ошибку, из-за которой была занижена сумма налога, можно исправить, только подав «уточненку» – одних пояснений для налоговиков в таком случае будет недостаточно.

Когда ошибки, по мнению налогоплательщика, в отчетности нет, а значит и подавать «уточненку» нет надобности, представить пояснения налоговикам все равно необходимо, указав в них на отсутствие ошибок в декларации или расчете.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы.

Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.

), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Пояснительная записка в налоговую: образец по НДС

Источник: https://spmag.ru/articles/poyasnitelnaya-zapiska-v-nalogovuyu

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.