Проверка взаимозависимых лиц

Содержание

Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП

Проверка взаимозависимых лиц

Налоговые риски: можно ли заключать сделки между «своими» фирмами и ИП Алексей Крайнев, 14 августа 2017 14 августа 2017

О том, что сделка между «своими» организациями и подконтрольными бизнесмену «индивидуальными предпринимателями» вызывает повышенный интерес налоговых органов, известно, пожалуй, каждому бухгалтеру. При этом конкретные последствия, к которым может привести такая сделка, для многих остаются непонятными. Что же это за последствия? Давайте разбираться.  

Сразу скажем: взаимозависимость сторон — это не повод отказаться от проведения сделки. Такие сделки не являются незаконными и сами по себе каких-либо негативных последствий для налогоплательщиков не несут.

Однако это утверждение верно лишь при одном  весьма важном условии, зафиксированном в п. 1 ст. 105.

3 НК РФ: в сделках между взаимозависимыми лицами не устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между не связанными друг с другом организациями или ИП. Это условие получило название «принцип вытянутой руки».

То есть сделку между взаимозависимыми лицами нужно заключать ровно на тех же условиях, которые применялись бы при договоре с любой из компаний, которую можно найти на открытом рынке (т.е., которая находится на расстоянии «вытянутой руки» от вашей организации).

Обратите внимание, что речь в Налоговом кодексе идет не только о цене сделки. Правила гораздо шире: рыночным должны соответствовать все коммерческие и финансовые условия сделки. То есть сюда попадают и правила передачи товара, и правила оплаты (отсрочка, рассрочка), и правила страхования и т.п. Абсолютно все условия договора должны соответствовать рыночным.

Любые послабления, которые ведут к тому, что одна из сторон не получает какие-либо доходы (в том числе из-за того, что несет лишние расходы), уже находятся в «зоне риска». Ведь по правилам все того же п. 1 ст. 105.

3 НК РФ любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Какие лица являются  взаимозависимыми

Перечень лиц, которых законодатель считает взаимозависимыми, приведен в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Нужно учитывать, что перечень этот лишь примерный и применяется он в тесной связке с общим определением взаимозависимости, приведенным в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.

Согласно этому определению, взаимозависимыми для целей налогообложения признаются любые лица, если особенности взаимоотношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.

Проще говоря, лица могут быть признаны взаимозависимыми даже если они не указаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Об этом прямо говорится в п. 7 ст. 105.1 НК РФ.

А значит, взаимозависимыми могут быть признаны и компании, которые вообще никак формально между собой не связаны. Например, в случае дружеских отношений между их руководителями.

При условии, конечно, что эта дружба переносится в бизнес и условия сделок между такими компаниями оказываются отличными от рыночных.

Нужно ли отчитываться о сделках

Следующий вопрос, который возникает при заключении сделки между «своими» компаниями и ИП, — надо ли по этому поводу как-то отдельно отчитываться перед ИФНС? Ведь каждый бухгалтер хоть раз да слышал словосочетание «контролируемая сделка» и в курсе, что о таких сделках нужно уведомлять налоговиков. Однако далеко не всякая сделка между взаимозависимыми лицами является контролируемой. В частности, когда речь идет о сделках между российскими взаимозависимыми компаниями, напротив, большинство сделок не будут признаваться контролируемыми.

Подробнее о том, какие сделки относятся к контролируемым см. «Какие сделки являются контролируемыми, и о каких сделках нужно уведомить налоговиков».

Учитывайте, что статья была подготовлена в 2013 году, когда еще действовали переходные положения и для большинства операций были установлены значительные суммовые ограничения. Теперь же суммы ограничений стали гораздо ниже (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Также нужно помнить, что с 2017 года из разряда контролируемых исключены беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими лицами (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

В рамках сегодняшней статьи хотим остановиться на еще одном важном вопросе, который влияет на отнесении сделки к категории контролируемых. Речь идет о норме пункта 11 статьи 105.14 НК РФ.

Там сказано, что признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В свою очередь, в этой норме говорится, что правила о контроле за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами применяются только в тех договорах, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной из сторон доходов или расходов, влияющих на налоговую базу по налогу на прибыль, НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, или НДС. Причем, в последнем случае имеется дополнительное условие: если стороной сделки является организация или ИП, не признаваемые налогоплательщиками НДС, или использующие освобождение от обязанностей налогоплательщика по этому налогу.

Как видим, в списке нет единого налога, уплачиваемого при УСН, а также «обычного» НДФЛ, уплачиваемого физлицами без статуса ИП. Это означает следующее.

Сделка между взаимозависимыми лицами, применяющими УСН, либо между такой компанией и физлицом-непредпринимателем ни при каких условиях не будет признаваться контролируемой.

Аналогично обстоит дело и с прочими спецрежимами: сделка не будет контролируемой, если стороной сделки между плательщиком ЕНВД или ИП на ПСН не выступает компания или ИП на общем режиме.

Проверка контролируемых сделок

Перейдем к налоговым последствиям сделок между взаимозависимыми лицами. Порядок проверки условий таких сделок и налоговых доначислений по ним (если будут обнаружены отклонения от рыночных условий) напрямую зависит от категории сделки. А точнее, от того является ли она контролируемой.

Дело в том, что проверками правильности исчисления налогов по контролируемым сделкам имеет право заниматься только центральный аппарат ФНС России (ст. 105.17 НК РФ). Налоговики на местах могут лишь выявлять подобные сделки, в отношении которых не были представлены уведомления.

И сообщать об этом факте в ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ). При этом ФНС России может контролировать только правильность исчисления и уплаты тех трех налогов, о которых мы говорили выше (налог на прибыль, НДФЛ, уплачиваемый ИП, и НДС, если хотя бы одна из сторон сделки его не платит).

Это первое ограничение.

Второе ограничение связано с симметричностью доначислений. Как сказано в статье 105.

18 НК РФ, если при проверке уровня цен по контролируемым сделкам ФНС России принимает решение о корректировке цены по сделке, то эту же цену может применить и вторая сторона сделки.

Понятно, что в отношениях между российскими взаимозависимыми лицами это во многих случаях повлечет автоматическое уменьшение налога у другой стороны (за счет увеличения расходов по сделке).

Так что (с учетом указанных ограничений) со стороны ФНС России доначисление налогов по контролируемым сделкам, заключенным между российскими компаниями, скорее всего, будут носить единичный характер.

Но это вовсе не означает, что налоговые злоупотребления по НДФЛ и единому налогу по УСН останутся без должного внимания налоговиков. Просто такими махинациями займутся инспекторы из территориальной ИФНС.

Проверка обоснованности налоговой выгоды

Полномочия по проведению контрольных мероприятий и доначислению налогов в отношении не признаваемых контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами, а также по налогам, которые не входят в сферу ответственности центрального аппарата налоговой службы, находятся в руках налоговых инспекций. Эту работу они проводят в рамках выявления необоснованной налоговой выгоды. И ограничение здесь всего одно. Установлено оно пунктом 1 статьи 105.3 НК РФ, где сказано, что рыночная цена может применяться для целей налогообложения только если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ, или увеличению суммы убытка. А значит, и в этом случае налоговики должны учитывать принцип симметрии: увеличение цены влечет не только увеличение дохода для одной стороны сделки, но и увеличение расхода для другой.

В отношении же всех прочих условий сделки руки у инспекции, что называется, развязаны. Ведь определение налоговой выгоды настолько широко, что в нее с запасом укладываются все возможные злоупотребления с условиями сделки, которые могут быть допущены взаимозависимыми лицами.

Напомним, что под необоснованной налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, например, занижения налоговой базы, незаконного получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки или получения права на возврат, зачет, возмещение налога.

При этом налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Также налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 1, 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.

06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», также см. «Как бухгалтеру избежать отказа в вычетах по НДС и аннулирования расходов по УСН или налогу на прибыль»).

Поэтому рискованной может оказаться даже распространенная ситуация с беспроцентным договором займа между физлицом-учредителем (займодавцем) и учрежденной им компанией (заемщиком). Инспекторы вполне могут в рамках борьбы с необоснованной налоговой выгодой доначислить учредителю НДФЛ.

Особенно если компания находится на ЕНВД или УСН с объектом обложения в виде доходов. Ведь понятно, что у стороннего лица компания не смогла бы получить бесплатный заем (да и учредитель такой заем вряд ли выдал бы).

Значит, в данном уменьшение налоговой базы по НДФЛ на сумму процентов по займу, которые не получены в связи с установлением в договоре займа, заключенном между взаимозависимыми лицами, условий начисления и выплаты процентов, отличных от подобных сделок, заключаемых между невзаимозависимыми лицами, вполне может быть признано необоснованной налоговой выгодой.

По результатам суд может признать данное условие направленным исключительно на уклонение от уплаты НДФЛ по суммам дохода в виде процентов по займу и соответственно доначислить НДФЛ, исходя из сумм процентов, уплачиваемых по сопоставимым займам.

Обсудить на форуме (6)РаспечататьВ закладки

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2017/8/12575

Контролируемые сделки взаимозависимых лиц – что это, отчетность, ответственность

Проверка взаимозависимых лиц

25 февраля 2014

  • 21059
  • взаимозависимые лица контролируемая сделка отчетность

С 1 января 2012 года вступил введен в действие раздел НК РФ “Взаимозависимые лица”. Раздел регламентирует проведение налогового контроля над сделками между взаимозависимыми лицами.

Его смысл – контроль уклонения от налогообложения за счет использования трансфертных цен. Для этой цели использован общепринятый в мировой практике принцип «arm’s length principle» («принцип вытянутой руки»). Как это работает? Взаимосвязанные компании формируют холдинг.

  Они устанавливают цены, отличные от рыночных. Далее начинают манипулировать ценами, занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. Могут использовать при этом структуры в низконалоговых юрисдикциях.

Закон позволяет выявлять такие схемы, приравнивать сделки к рыночным значениям, начислять налоги.

В данной статье рассмотрим понятие взаимозависимых лиц, сделки, которые являются контролируемыми и порядок подачи уведомления о контролируемых сделках.

Итак, налоговые органы вправе проверять сделки, заключенные между взаимозависимыми лицами на предмет соответствия цены сделки рыночным ценам. Порядок определения рыночных цен и сопоставления их с ценой сделки регулируется статьями 105.3 – 105.6 НК РФ.

Цены по сделкам контролируются с целью проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Проверка производится в отношении следующих налогов: налога на прибыль организаций, НДФЛ, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по ставке, выраженной в процентах и НДС.

1. Что такое контролируемая сделка

Контролируемая сделка — это сделка, которая полежит контролю налоговыми органами с точки зрения ценообразования на предмет полноты исчисления и уплаты налогов. Такие сделки прямо указаны в статье 105.14 НК РФ. Это – сделки между взаимозависимыми лицами, отвечающие определенным стоимостным критериям, а также приравненные к ним сделки.

Итак, важный критерий данных сделок — взаимозависимость сторон сделки.

2. Взаимозависимые лица, кто это

Взаимозависимые лица – это лица, которые могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок (ст. 105.1 НК РФ). Такими лицами признаются:

2.1. Организации

Общий принцип – доля более 25%, влияние более 50%

  • Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%;
  • Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;
  • Если в организациях  по решению одного и того же физического лица (либо физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами) назначены или избраны: единоличные исполнительные органы организаций, либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если в организациях одни и те же физические лица (физические лица совместно с их взаимозависимыми лицами) составляют более 50%: состава коллегиального исполнительного органа, совета директоров (наблюдательного совета);
  • Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо.

2.2. Физические лица:

Общий принцип: родственность, подчинение или зависимость

  • Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  • Взаимозависимые лица физического лица;
  • его супруг или супруга;
  • родители (в том числе усыновители);
  • дети (в том числе усыновленные);
  • полнородные и не полнородные братья и сестры;
  • опекун (попечитель);
  • подопечный.

3. Контролируемые сделки, какие это

3.1 По стороне сделки (п.1. ст. 105.14 НК РФ):

  • Технические сделки, т.е. использованы третьи лица. Совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами с участием (при посредничестве) третьих лиц при условии, что такие третьи лица не выполняют никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации;
  • Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • Сделки с иностранными взаимозависимыми лицами, а именно с одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) которого являются государство или территория, включенные в перечень Минфина.

Лимит: сумма доходов по сделке между лицами (или сумма сделки с одним лицом) должна превышать 60 (шестьдесят) млн. руб за год.

3.2 По обстоятельству сделки (п.2. ст. 105.14 НК РФ):

Это правило только для российских фирм, т.е. местом налогового резидентства является РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, если:

  1. стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций;
  2. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  3. одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  4. одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
  5. сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям: 5.1. одна из сторон сделки является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ (лицензия на пользование участком недр или операторами нового морского месторождения углеводородного сырья) и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 НК РФ; 5.2. любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком ст. 275.2 НК РФ;
  6. одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром в инновационных центра (“Сколково” и других);
  7. одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (ст. 286.1 НК РФ);
  8. одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Лимит: сумма доходов по сделке между лицами (или сумма сделки с одним лицом) должна превышать 1 (один) млрд. руб за год.

4. Сделки не признаются контролируемыми, если

1. сторонами сделок являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок с плательщиком НДПИ);

2. сторонами сделок являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, среди указанных сторон сделок нет лиц, которые являются: плательщиками НДПИ; плательщиками ЕСХН или ЕНВД; участниками проекта «Сколково»; освобожденными от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль; резидентами ОЭЗ.

3. межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 (семи) календарных дней;4. сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

5. сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

5. Уведомление о контролируемых сделках – для чего, срок, форма

Налоговый орган в отчете интересует рыночный уровень цены по сделке. После сдачи отчета налоговые органы могут запросить документацию по контролируемым сделкам.

При этом в рамках налоговой проверки запрос документации по контролируемым сделкам может охватывать период 3 (три) года.

Штрафных санкицй не будет, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

Налогоплательщики обязаны уведомить налоговые органы о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года не позднее 20 мая следующего года (ст. 105.16 НК РФ):

  • по месту нахождения;
  • (или) по месту жительства;
  • (или) по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомление о контролируемых сделках (форма) должно содержать следующую информацию:

1) календарный год, за который представляются сведения;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

– полное наименование организации, ИНН;

– Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;

– Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

– сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

6. Контролируемые сделки – ответственность

Непредставление уведомления о контролируемых сделках –  штраф 5000 (пять тысяч) рублей (ст. 129.4 НК РФ).

Неуплата или неполная уплата налога в результате применения «нерыночных» цен – штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

Итоги

Таким образом, с 2014 ввели жесткий контроль со стороны государства за сделками, совершаемыми между взаимозависимыми лицами с целью противодействия уклонения от уплаты налогов.

Компаниям, которые разрабатывают схемы работы через своих взаимозависимых лиц, придется следить за политикой ценообразования.

Санкции, которые грозят за обнаруженную в ходе проверки недоплату налогов, в связи с занижением рыночной цены товара, составляют 20% от суммы недоплаченного налога плюс пени за период просрочки. При больших оборотах это может вылиться в весьма внушительную сумму.

Фирммейкер, 2014 (актуализировано 2019)Светлана Митюхина (Маркина)

При использовании материала ссылка на статью обязательна

выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter 

смотрите также

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/zavisim-kriterii

Кто такие взаимозависимые лица и почему их не любит налоговая

Проверка взаимозависимых лиц

В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Взаимозависимость может возникать в разных «комбинациях»: между физлицами, между юрлицами или между теми и другими.

И она считается негативным критерием, если в совокупности с другими факторами намекает на признание налоговой необоснованной выгоды.

Отношения, характеризуемые как взаимозависимые, могут указывать на то, что налогоплательщик был осведомлен о нарушениях контрагента, но не счел нужным как-то отреагировать и предпринять меры.  

Вот почему на такую важную деталь, как взаимозависимость между контрагентами, налоговая при проверках обращает внимание не меньше, чем на анализ денежных и товарных потоков. Инспекторы могут доказать, что налогоплательщик знал о том, что контрагент не платит налоги, так как является взаимозависимым с ним, и, следовательно, признать необоснованную налоговую выгоду.  

Большинство сделок между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми (для этого они должны соответствовать определенным критериям), и о них надо сообщать в ФНС до 20 мая каждого календарного года.

Критерии взаимозависимости определены в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 105 НК РФ):

  • одно физлицо находится в подчинении у другого;
  • родственные связи между физлицами (родственниками считаются не только супруги, родители и дети, но и братья, сестры, опекуны и подопечные);
  • доля участия одной организации в другой превышает 25%;
  • доля участия лица в одной или нескольких организациях превышает 25%;
  • не менее 50% состава исполнительного органа в одной или нескольких организациях избраны по решению одного и того же лица;
  • более 50% состава исполнительного органа организаций составляют одни и те же физлица;
  • лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в одной или нескольких организациях;
  • доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации превышает 50%.

Лица могут сами признавать себя взаимозависимыми (п. 6 ст. 105.1 НК РФ) или их может признать фактически взаимозависимыми суд, например, если руководителей разных компаний связывают дружеские отношения и они устанавливают нерыночные условия в совместных сделках (п. 7 ст. 105.1 НК РФ).

При этом само по себе участие субъектов РФ или муниципальных образований в организациях не является признаком взаимозависимости (п. 5 ст. 105.1 НК РФ), так же как и влияние более крупных компаний на условия сделки (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Участие физлица и юрлица в компании определяется по общему вкладу его самого и всех его взаимозависимых лиц. Под итоговой долей понимается сумма долей прямого и косвенного участия. Последнее определяется расчетным путем (пп. 3 п. 3 ст. 105.2 НК РФ).

Перед проведением расчетов нужно вычислить прямую долю в отношении каждого из звеньев каждой последовательности участия. Если последовательностей участия несколько, косвенные доли суммируются.

Как получить одобрение сделки

Один и тот же генеральный директор может управлять неограниченным количеством юридических лиц и заключать неограниченное количество сделок. Налоговые риски несут только нерыночные цены и другие финансовые условия в сделках.

Если гендиректор не единоличный орган управления, он должен сообщить участникам общества информацию о юрлицах, в которых занимает руководящую должность, и сделка должна быть одобрена общим собранием участников, не заинтересованных в сделке.

Если цена сделки не превышает 2% от стоимости имущества компании, сделку может одобрить совет директоров (п. 7 ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Сами по себе сделки между взаимозависимыми сторонами не являются незаконными, но при условии если в них соблюдены те же условия, что и в сделках между не связанными друг с другом физическими или юридическими лицами (п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

К условиям относится не только цена сделки, но и правила передачи товара, отсрочка или рассрочка платежа, правила страхования. Если в результате нерыночных условий одна из сторон несет лишние расходы и недополучает доходы, эти сделки могут привлечь внимание налоговой, потому что такие доходы должны учитываться для условий налогообложения.

Что такое контролируемые сделки

Налоговая тщательно проверяет сделки между взаимозависимыми лицами.

Для нее важно, что суммы выплат между лицами не были уменьшены или завышены с целью искусственного увеличения налогооблагаемой базы и получения большего налогового вычета или искусственного уменьшения налогооблагаемой базы и снижения суммы налога.

К сделкам относятся отдельные операции (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг), в том числе операции по передаче имущественных прав и по выдаче и получению займов.

Сделки между взаимозависимыми лицами относятся к контролируемым (ст. 105.14 НК РФ). Контролируются сделки, которые требуют учета доходов и расходов, что приводит к увеличению или уменьшению налоговой базы на прибыль.

Уведомление о контролируемых сделках за предыдущий год нужно сдавать до 20 мая по форме уведомления, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@. Если этого не сделать, то будет выставлен штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Виды операций между взаимозависимыми лицами, о которых надо сообщать в инспекцию, перечислены в ст. 105.14 НК РФ. К ним относят заключение договора между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, сумма доходов по которым за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.

Например, если одна компания продала другой компании, использующей упрощенку, недвижимость без НДС стоимостью более 60 млн руб., она обязана подать уведомление в налоговую о контролируемых сделках до 20 мая.

Общую сумму доходов нужно считать, суммируя все сделки с контрагентом за год: покупки, продажи, оказание услуг (Письмо Минфина России от 11.02.16 № 03-01-18/7239).

Считаются контролируемыми (при условии, что суммарный годовой оборот обоих контрагентов по сделкам превышает 60 млн руб.) сделки, в которых один из участников:

  • платит налоги по общей системе налогообложения;
  • платит налог на добычу полезных ископаемых, а предмет договора — добытое полезное ископаемое;
  • не должен платить налог на прибыль;
  • имеет отношение к «Сколково»;
  • является резидентом особой экономической зоны с льготным налогообложением прибыли;
  • один из участников использует ЕНВД или ЕСХН (в этом случае годовой оборот обоих участников должен превысить 100 млн руб.).

Не считаются контролируемыми:

  • сделки между взаимозависимыми лицами, которые не должны платить налог на прибыль организаций. (пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • сделки между взаимозависимыми лицами на общую сумму менее 1 млрд руб. за календарный год (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
  • если взаимозависимые лица рассчитываются по УСН.

Приравниваются к контролируемым:

Что грозит за взаимозависимые отношения?

Сделки между взаимозависимыми лицами могут контролироваться ФНС, так как взаимозависимость при заключении сделок считается вероятностью воздействия на действия зависимого лица (п. 1 ст. 105.1 НК РФ).

Взаимная зависимость важна при взыскании у налогоплательщика недоимки по счетам зависимого лица, если подтвердится, что ему передалась доля выручки или активов налогоплательщика с недоимкой, в том числе через цепочку лиц.

Взаимозависимость — это эффективный «инструмент» для налоговой, позволяющий выяснить, уменьшена ли облагаемая база по налогам, например, если налогоплательщик утаил то, что купил недвижимость у взаимозависимого лица или если льгота по налогу на имущество было применена неправомерно.

Если налогоплательщик искусственно пытается сделать сделку неконтролируемой или манипулирует ценами в сделках, чтобы получить необоснованную налоговую выгоду, ФНС может признать лица фактически взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.

1 НК РФ), а сделку между ними контролируемой (п. 10 ст. 105.14 НК РФ), но для этого ей нужно доказать факт получения необоснованной налоговой выгоды (Письма Минфина от 26.12.2012 № 03-02-07/1-316, от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149).

Если стоимость сделки между взаимозависимыми лицами была ниже рыночной, налоговая может начислить дополнительные налоги (гл. 14.2 НК РФ).

ФНС проверяет, правильно ли уплачены налоги (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) и, если они были занижены, корректирует налогооблагаемые базы. Все доначисления должны быть симметричными (ст. 105.18 НК РФ), то есть цена по сделке корректируется сразу у обоих сторон и у одной стороны налог может вырасти, а у другой — уменьшиться.

При неполной уплате или неуплате налога из-за нерыночных цен в сделках между взаимозависимыми лицами начисляется штраф в размере 40% от неуплаченной суммы налога, не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).

При неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках начисляется штраф в размере 5000 руб. (ст. 129.4 НК РФ).

Налоговая может доначислить НДФЛ по предпринимательской деятельности, налог на добычу полезных ископаемых и НДС, если другая сторона сделки не должна платить НДС. Налоги могут быть доначислены только продавцу.

Налогоплательщик освобождается от ответственности, если докажет, что цены в сделке были рыночными или что он заключил соглашение о ценообразовании.

Какие налоги проверяют

При налоговом контроле проверяют (п. 2 ст. 105.3 НК РФ) полноту начисления и уплаты:

  • налога на прибыль организаций
  • НДФЛ
  • налога на добычу полезных ископаемых
  • НДС

Чтобы проверить добросовестность заключенных сделок, ФНС использует метод сопоставимых рыночных цен, метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли (ст. 105 НК РФ).

При проверках налоговая может запросить следующие документы:

  • состав участников сделки;
  • описание сделки и ее условий;
  • обоснование причин использования выбранного метода;
  • сумма доходов и расходов в результате сделки;
  • корректировка налоговой базы и суммы налога;
  • сведения об экономической выгоде в результате сделки;
  • факторы, влияющие на цену или рентабельность сделки.

ФНС вправе проверять контролируемые сделки за три года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. По общему правилу срок проверки не должен превышать шести месяцев, но в исключительных случаях допустимо продление.

Сделки, в которых цены автоматически признаются рыночными, нельзя контролировать (ст. 105.3 НК РФ). Этому соответствуют случаи, когда цены определены:  

  • антимонопольными органами;
  • биржевыми торгами;
  • оценщиком, если по закону оценка обязательна;
  • соглашением о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Источник: https://kontur.ru/articles/5281

Проверка федеральным органом исполнительной власти полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Проверка взаимозависимых лиц
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Проверка федеральным органом исполнительной власти полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

К полномочиям ФНС относится проведение проверок относительно действий по исчислению и уплате налоговых обязательств, которые обоснованы осуществлением сделок, субъектами которых являются взаимозависимые лица.

Данный вид проверок относится к мероприятиям специального значения, направленным на выполнение функций контроля за налогообложением.

Проверка полноты исчислений и уплаты налогов, осуществляемая ФНС, в качестве представителя органов исполнительной власти, осуществляется при условии предоставления плательщику уведомления о перечне контролируемых сделок, а равно и в результате извещения территориальных органов, которые наделены правом на проведение выездных проверок.

Порядок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов

Наличие уведомления о контролируемой сделке, а также получение извещения о проверке точно определенной сделки, подлежащей контролю, является основанием для выполнения проверочных мероприятий со стороны ФНС.

Срок, в пределах которого сделки могут быть подвергнуты контролю, является ограниченным.

Законодателем установлена граница такого периода, которая не может составлять более 3 лет.

В качестве контрольного значения для проведения мероприятия, используются три года, предшествующие периоду вынесение решения, во исполнение которого такая проверка будет проведена.

Права и обязанности лица, проводящего проверку полноты исчисления и уплаты налогов

Контролирующие органы, действующие в лице своих представителей, наделены правом проведения мероприятий, связанных с проверкой сделок, которые были проведены не позднее, чем три календарных года, до того года, в котором было принято решение по проведению проверки.

Акт налоговой проверки должен содержать данные о контролируемых сделках, доходах и расходах от них, независимо от того, когда они были совершены, но при условии, что их срок не более 3 лет.

Работники ФНС имеют возможность использовать весь спектр документации, требуемой для установления правильности или определения ошибки в определении размера и уплаты возникших обязательств.

Основания для проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов

Акт проверки подготавливается после выполнения всего спектра мероприятий, которые были запланированы распоряжением о ней. В основании проверки может лежать:

  • наличие уведомления об осуществлении сделок, подлежащих контролю. Такое сообщение исходит от налогоплательщика и является его обязанностью;
  • существование извещений, имеющих информацию, полученную в результате проведения проверочных мероприятия, свидетельствующую о проведении сделок, о которых не было заявлено;
  • установление факта сделки в результате повторных выездных мероприятий.

В качестве периода проверки необходимо понимать время, отсчет которого начинается днем принятия решения, на основании которого она проводится и день, в который выдан акт налоговой проверки, свидетельствующий о ее окончании.

Весь срок проведения мероприятия не может быть более полугода. Существуют исключительные случаи, когда ФНС продлевает срок до года.

Основания и порядок продления проверки полноты исчисления и уплаты налогов

По общему правилу, срок проверки, проведение которой осуществляется ФНС, не может превышать полугода. Существуют исключительные случаи, при наличии которых такой срок увеличивается и может достичь года.

Увеличение оформляется решением руководящего состава ФНС или органов, осуществляющих исполнительную власть.

В качестве оснований для увеличения периода может выступить необходимость истребования данных у госорганов иностранных государств, потребность в проведении экспертных действий, переводов документации и т.д.

Результаты проверки

Итоги, которые подводятся ФНС по результатом проверочных мероприятий, находят свое отражение в документальной форме, которой является акт налоговой проверки.

При наличии полной обоснованности исчисления и выплаты обязательств по налогам, результаты проверки не будут содержать положений об установлении ответственности, а лишь установят факт проведения сделок.

В противном случае могут быть определены факты, в которых плательщик налогов стал обладателем необоснованного обогащения. Причиной тому может стать уменьшение объема базы налогообложения, за счет «игры» с ценой.

Оценивая степень нарушения, ФНС может осуществить доначисление налога и обязать субъект проверки осуществить выплату в определенный срок.

Права и обязанности лица, в отношении которого проводилась проверка

Наиболее значимой обязанностью компаний, в отношении которых назначена проверка, является допуск сотрудников ФНС к документальной базе и предоставление необходимых материалов, касающихся сделок, находящихся под контролем.

Предприятия наделены правом обжаловать акт налоговой проверки, в случае несогласия с его результатами, что осуществляется в рамках досудебного урегулирования или осуществления правосудия.

Акт проверки

По факту проведения проверочных действий, со стороны ФНС издается акт. Данный документ имеет определенную форму, образец которой установлен локальными актами налоговых органов.

Результаты, указанные в акте, могут быть обжалованы. Если такое обжалование не проведено, то со стороны предприятия возникает обязанность по исполнению предписаний.

Как правило, налоговый орган, издавший акт налоговой проверки, может провести доначисление налога с вменением обязанности по их уплате.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/proverka-federalnym-organom-ispolnitelnoj-vlasti-polnoty-ischisleniya-i-uplaty-nalogov-v-svyazi-s-soversheniem-sdelok-mezhdu-vzaimozavisimymi-licami.html

Правовые и налоговые последствия сделок с взаимозависимыми лицами

Проверка взаимозависимых лиц

Часто складываются ситуации, когда один учредитель является владельцем нескольких юридических лиц.

Также распространенное явление в современной предпринимательской деятельности — когда регистрация ООО на бумаге учреждаются родственниками, подчиненными этого лица.

Увеличение таких ситуаций связано в большей степени с тем, что такие схемы, позволяют снижать налоговое бремя, уменьшать налог на прибыль, НДС, а также вести разнообразные и несовместимые виды деятельности и т. п.

Однако есть риск, что сделки в таких организация налоговые органы признают как сделки между взаимозависимыми лицами в соответствии с НК РФ. Инспектор в ходе такой сделки имеет право пересмотреть ее ценовой уровень и доначислить налоги.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – закон).

Часть I НК РФ дополнена новым разделом V.1 (статьи 105.1-105.

25), регулирующим вопросы ценообразования между взаимозависимыми лицами и налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами и приравненных к ним сделок.

До принятия закона принципы определения цены товаров, работ и услуг установлены ст. 40 НК РФ. Согласно данной норме налоговый орган вправе проверить правильность применения цен:

  1. по сделкам между взаимозависимыми лицами (категории взаимозависимых лиц содержались в ст.20 НК РФ);
  2. по товарообменным операциям;
  3. при совершении внешнеторговых сделок;
  4. при отклонении цен сделки более чем на 20 процентов как в сторону повышения, так и в сторону понижения от уровня цен, примененных самим налогоплательщиком в течение непродолжительного периода времени.

Порядок, установленный ст. 40 НК будет применяться с 01.01.12 года только в отношении только тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль будут признаны до 1 января 2012 г. В отношении сделок, по которым доходы и расходы будут учтены начиная с указанной даты, должен применяться новый порядок.

В законе много оценочных категорий, поэтому в сфере его применения принципиально возрастает роль профессионального суждения как налогоплательщиков, так и сотрудников налоговых органов. Большая часть норм закона посвящена основной тематике, содержащейся в наименовании закона:

  • расширен и конкретизирован перечень оснований, по которым лица применительно для целей налогообложения признаются взаимозависимыми;
  • определены общие положения о ценах и налогообложении и информация, которая используется при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также методы, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица и порядок их применения;
  • определен порядок заключения соглашения о ценообразовании;
  • введено понятие контролируемые сделки, определен порядок подготовки и представление документации в целях налогового контроля таких сделок и подачи уведомление о совершении контролируемых сделок;
  • появился новый вид налоговой проверки, как формы налогового контроля, —проверка полноты исчисления уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, определены новые штрафы за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми и за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

В законе определены 11 оснований (п.2.ст.105.1. НК РФ), по которым лица признаются взаимозависимыми. Перечисленные основания можно условно разделить на три группы взаимозависимости, в данной статье нас интересует 3 группа (по органам управления организации):

  1. организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
  2. организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
  3. организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами (его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный);
  4. организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами физического лица (его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
  5. организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами (его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные).

Кроме того, определены случаи признания лиц взаимозависимыми по иным основаниям, не указанным в п. 2 ст. 105.1 раздела V.1 НК РФ в случае если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц:

  1. организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами
  2. суд может признать лица взаимозависимыми

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии с настоящей статьей.

Контролируемые сделки

Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 раздела V.1 НК РФ).

Контроль распространяется на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

  • налогу на прибыль организаций;
  • налогу на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 НК РФ (ИП, нотариусы, адвокаты и др. лица, занимающиеся частной практикой);
  • налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
  • налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Суд может признать сделку контролируемой по заявлению ИФНС, при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки.

Ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ был дополнен двумя видами налоговых правонарушений, за совершение которых будет предусмотрена соответствующая налоговая ответственность:

  • за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми в виде штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Привлечение к ответственности при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2012, применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу закона; при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2013 годов, не применяется; за налоговые периоды 2014 — 2016 годов применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога; за налоговые периоды начиная с 2017 года – в полном объеме.
  • за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках в виде штрафа в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ)

Налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 129.3 НК, при условии представления им ИФНС документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным статьей 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Налогоплательщик может быть освобожден от ответственности, если представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо если он заключил соглашение о ценообразовании (гл. 14.6 НК РФ).

Источник: http://alparis.ru/vzl.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.