Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Как организован общественный контроль за охраной труда

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст.

353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.

1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30.

Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности.

Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.

Рекомендация такая:

  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Образец журнала

Скачать

Источник: https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-organizovan-obshchestvennyy-kontrol-za-okhranoy-truda

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Вопрос о соблюдении предписанных законодательством норм в соблюдении условий и охраны труда решается введением функций общественного контроля.

Данная структура помогает анализировать ситуацию, проводить исследование, а также выявлять и устранять неполадки. Кроме данных действий возможно и проведение расследования в случае нарушения предписанных норм.

Возникает вопрос, кто наделен данными полномочиями и может осуществлять подобные функции.

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный и ведомственный контроль за охраной труда осуществляется в основном профессиональными союзами или уполномоченными специалистами. Данное положение предписано статьей 370 ТК РФ. Задача профсоюзов сводится к обеспечению и соблюдению следующих аспектов:

  • технические и санитарные, направленные на проверку состояния оборудования и рабочих мест;
  • организационные, по которым проводятся семинары и тренинги;
  • социальные и реабилитационные, при которых обеспечивается взаимодействие в группе и оказание первой помощи.

Действия, направленные на решение данных вопросов, контролируются профсоюзами. Основной задачей руководителя организации является обеспечение соответствующих условий для проведения необходимых мероприятий.

Разделяют два основных вида общественного надзора за соблюдением предписанных нормативов: ведомственный и административно-общественный.

Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Ведомственный общественный контроль осуществляется по отношению к подчиненным структурам, а также со стороны государства.

В данном случае проверяется соответствие установленным нормативным актам и соблюдение законодательства.

Государственный надзор осуществляется полномочными структурами, которые проводят плановые проверки организаций, соответствие осуществляемых рабочих процессов предписанным нормам.

Исходя из поставленных задач, можно выделить следующие действия, которые предпринимаются государственными органами надзора:

  • анализ условий, в которых осуществляется трудовая деятельность на предприятии;
  • проведение расследования и обнаружение причин при несчастных случаях;
  • организация учебных семинаров и информирование сотрудников о нормативах;
  • проверка соответствия рабочих мест предписанным нормам, а также предоставление аттестатов.

Подобными функциями обладают и специалисты или отделы по охране труда. В случае государственного общественного надзора речь идет об аттестации компании на соответствие ее законодательным нормам.

Административно-общественный контроль за охраной труда

Административный общественный контроль осуществляется со стороны руководства организации в тесном взаимодействии с профсоюзами. Выполняется он для выявления и устранения тех моментов, которые не соответствуют предписанным нормам.

Это обусловлено тем, что основной обязанностью работодателя является обеспечение безопасной трудовой деятельности. С этой целью и необходимо создание службы охраны труда или соответствующей должности, а также проведение мероприятий, контролирующих и повышающих качество их деятельности.

Имеется несколько основных уровней общественного надзора, по которым проводятся соответствующие проверки и профилактика:

  • ежедневное соблюдение нормального состояния рабочего места;
  • с периодичностью в месяц проводятся проверки технического состояния оборудования;
  • раз в три месяца проводятся более серьезные мероприятия, проверяется знание сотрудников по технике безопасности.

В итоге основное назначение данного вида общественного контроля за охраной труда заключается в предупреждении и профилактике возникновения несчастных случаев на производстве. Особенно это актуально в тех организациях, условия работы которых тесно связано с рисками для жизни и здоровья сотрудников.

Положение об административно-общественном контроле за охраной труда

Для установления порядка в проведении мероприятий общественного надзора в компании должен иметься документ, отображающий основные положения данного вопроса. Данный норматив может учитывать следующие аспекты:

  • утверждать инструкцию и предписанные нормы по трудовой деятельности;
  • ссылаться на соответствующие журналы, по которым проводятся процедуры проверок и аттестации;
  • предписывать график проведения требуемых мероприятий;
  • обеспечивать рабочих специальными средствами индивидуальной защиты.

Составляется такое положение на основании производственной необходимости.

К примеру положение об административно-общественном контроле за охраной труда в школе включает в себя порядок, по которому осуществляется соблюдение выполнения предписанных норм.

Данные предписания касаются основных действий и мероприятий, которые касаются вопросов трудовой деятельности как учителей, так и учеников.

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Журнал административно-общественного контроля — это документ учета всех событий, связанных с нормами охраны труда. Выделяют несколько типов подобных журналов:

  • учет проведенного инструктирования и соответствующего обучения персонала;
  • записи о проверках теоретического и практического ознакомления сотрудников с предписанными нормами;
  • фиксирование несчастных случаев;
  • учет технического состояния оборудования, а также проведения его проверок.

В итоге основное назначение такого документа — это фиксирование и соблюдение всех аспектов, связанных с вопросами организации безопасности трудовой деятельности. Это помогает облегчить исполнение контролирующих функций как со стороны ведомственных, так и административных органов.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (10 4,10 из 5)
Загрузка…

Источник: https://russiansu.ru/oxrana-truda/obshhestvennyj-kontrol-za-soblyudeniem-zakonodatelstva-po-oxrane-truda.html

Журнал административно-общественного контроля по охране труда | Балтийский институт охраны труда

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

1.1. Трехступенчатый (административно-общественный) контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и комитетов профсоюза предприятия, организации, учреждения, колхоза и т.д.

(далее — предприятие) за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда.

Трехступенчатый контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии с Положением о комиссии охраны труда и Положением об уполномоченном по охране труда.

1.2. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководитель предприятия, председатель комитета профсоюза и представители других общественных органов.

2. Первая ступень трехступенчатого контроля

2.1. Первую ступень контроля осуществляют зав. кабинетами физики, химии, биологии, физкультуры, учебными мастерскими, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования.

2.2. На первой ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

— выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

— состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);

— состояние проходов, переходов, проездов;

— безопасность технологического оборудования;

— соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

— исправность приточной и вытяжной вентиляции местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;

— наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;

— наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

2.3. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (примерная форма журнала приведена ниже).

3. Вторая ступень трехступенчатого контроля

3.1. Вторую ступень контроля проводят ответственный и уполномоченный по охране труда один раз в четверть.

На второй ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

— организацию и результаты работы первой ступени контроля;

— выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;

— выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений комитета профсоюза, предложений уполномоченных по охране труда;

— выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

— выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

— исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

— соблюдение работающими правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

— соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

— состояние переходов и галерей;

— состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

— наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

— своевременность и качество проведения инструктажа работающих по безопасности труда;

— наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;

— обеспечение работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;

— состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

3.3. Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются администрации учреждения.

В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

4. Третья ступень трехступенчатого контроля

4.1. Третью ступень контроля осуществляют руководитель и председатель комитета профсоюза, не реже одного раза в полугодие.

4.2. На третьей ступени трехступенчатого контроля рекомендуется проверять:

— организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

— выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

— выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;

— выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;

— выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

— техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, тоннелей, переходов и галерей;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

— обеспеченность работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

— обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

— организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

— состояние кабинета охраны труда;

— состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

— организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

— подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.3. На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учета проведения административно-общественного контроля первой и второй ступени.

На совещаниях у руководителя учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний.

Проводят анализ происшедших несчастных случаев в школе.

4.4. Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения вопросов по охране труда руководителем предприятия издается приказ.

Источник: https://biot.su/shop/zhurnaly/zhurnal-administrativno-obshhestvennogo-kontrolya-po-oxrane-truda

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.